Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Ощущение и восприятие • Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения. Как бы мало ни было остаточное зрение, у всех имеющих его именно оказывается доминирующим в познании окружающего мира, поскольку ведущая роль в чувственном отражении предмета принадлежит зрению. • Образы внешнего мира как слепых, так и слабовидящих никогда не бывают одномодальными: их структура сложна и всегда включает информацию, получаемую от различных анализаторов — и сохранных, и нарушенных.

Память • Нарушения зрения тормозят полноценное развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит свое отражение и в развитии, и в функционировании мнемических процессов.

В то же время технический прогресс и современные условия обучения, жизни и деятельности слепых и слабовидящих предъявляют к их памяти (как и к другим высшим психическим процессам) все более жесткие требования, связанные как со скоростью мнемических процессов, так и с их подвижностью и прочностью образующихся связей. • Слепым и слабовидящим приходится запоминать и держать в своей памяти материалы, которые не требуется помнить зрячему. • У слепых наблюдается явление реминисценции — когда последующее повторное воспроизведение оказывается более точным, чем первое, следовавшее непосредственно за восприятием, что связано, по-видимому, с большей инертностью протекания процессов возбуждения и преобладанием тормозных процессов.

Мышление • Слепой или слабовидящий, живущий и работающий в среде зрячих, часто оказывается в жизненной ситуации, которую он не имеет возможности воспринять всю в целом, и ему приходится анализировать ее на основании отдельных элементов, доступных его восприятию.

• Генетическое рассмотрение процессов формирования мышления слепых детей дошкольного возраста (Л. И. Солнцева и СМ.

Хорош) показало зависимость его развития от компетентного воспитания в раннем и дошкольном возрасте, учитывающего особенности как типичные для детей этой категории, так и индивидуальные, присущие тому или другому ребенку.

Речь и общение • Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих.

• Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития, нарушается словарно- семантическая сторона речи, появляется «формализм» , накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

• Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими.

Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности речи слепого и слабовидящего.

Отклонения в физических качествах • У некоторых детей отмечается отставание в физическом развитии. В связи с этим нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Отклонения обусловлены рядом причин: • — расстройством функций зрения на основе органических нарушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств; • — ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искаженное представление об окружающей действительности; • — неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у детей, не посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности; • — снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся.

Двигательные умения и навыки • Основными показателями двигательной активности являются: объем движений, их интенсивность и продолжительность. Под объемом понимают общее количество движений; под интенсивностью следует понимать количество движений, выполняемых в 1 минуту; а продолжительностью является время, затраченное на выполнение двигательного действия.

В своей работе по оптимизации двигательной активности детей выделяю два направления: • Совершенствование состояния мелкой моторики двигательных навыков, и осязательной функции. необходимых для развития крупной моторики.

• При нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка. Серьезность вторичных отклонений и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения, и когда началась коррекционная работа.

• На индивидуальных занятиях учат ребенка рациональным приемам обследования предметов – работать обеими руками.

Руки действуют несинхронно, если это не симметричный предмет: правая рука действует как поисковая, а левая – как контролирующая. • Первый этап – ознакомление, беглое обследование.

• Второй этап – выделение существенных, главных признаков обследуемого объекта, его частей и их расположения относительно друга.

• Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности: • Лепка • Аппликационная лепка • Мозаика и конструкторы • Ниткопись • Работа со штампами

Совершенствование двигательных навыков, необходимых для развития крупной моторики: • При организации двигательной активности детей учитываются наиболее приемлемые режимные моменты: утренняя гимнастика — 10 минут; утренняя прогулка- — 1 час; перед занятием — игра статического характера- 5 минут; физминутки в сочетании со зрительными упражнениями — 5 — 7 минут (см. Приложение 1); игры между занятиями 10 -15 минут; занятия двигательного характера — музыкальное, физкультурное — 20 -25 минут; дневная прогулка- 1, 5 часа; ритмические упражнения после дневного сна; игры после полдника; коррегирующие упражнения на ориентировку в пространстве — 15 минут; вечерняя прогулка (в теплое время года)

• Учитывая, что одной из типичных проблем в коррекционной работе с детьми, имеющими зрительную патологию, является их рассеянное внимание, которое проявляется в недостаточности развития способности концентрации на одном предмете и удерживании его в поле зрение продолжительное время активно использую цвет, который повышает их двигательную активность.

• В группе для повышения двигательной активности детей имеются: напольные шахматы и классики; контуры для ходьбы и бега; контуры для развития мелкой мускулатуры рук; дорожки из пуговиц, пробок и бутылок; дорожки для бега по типу «зигзаг» ; для ходьбы на четвереньках «ладошки» , «следы» , геометрические фигуры с кружками для пальцев; активно используем возможности цветных палочек.

• Одним из направлений по оптимизации двигательной активности детей является работа с родителями.

С этой целью оформлен физкультурный уголок, где представлены консультации для родителей по вопросам оздоровления детей, поддержания здорового образа жизни.

В ходе работы по преемственности в оздоровлении, обучении и воспитании детей между детским садом и семьей провожу спортивные праздники с участием родителями, где они принимают непосредственное участие. •

Спасибо за внимание!

Источник: https://present5.com/psixologo-pedagogicheskaya-xarakteristika-detej-s-narusheniem-zreniya/

2.5. Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с нарушениями зрения

К
сенсорным
расстройствам психического развития
относятся разной степени выраженности
нарушения зрения. Зрение занимает и
жизни ребенка особое место, обеспечивая
ему восприятие более 80% информации о
внешнем мире и выполнение большинства
ви­дов
человеческой деятельности. Количество
детей с выраженными нарушениями
зрения колеблется в пределах 1% от общей
детской популяции.

Исследователи
отмечают, что за два-три последних
десятилетия значительно изменились
причины и характер глазной патологии:
с 1974 по 1989 г. почти в три раза увеличилось
число незрячих детей с патологией
сетчатки (Т.А. Басилова, И.Д. Лукашова и
др.). Атро­фия
зрительных нервов как причина нарушений
зрения встречает­ся
у 30,9% учащихся школ для слепых и 20,8%
учащихся школ для слабовидящих.

По
характеру протекания нарушения
зрительного анализатора делятся:

  • на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительных
    функций под влиянием патологического процесса);
  • непрогрессирующие (врожденные пороки зрительного анали­
    затора).

В
зависимости от степени расстройства
зрительной функции
дети
с нарушениями зрения делятся на слепых
(незрячих) и слабо­
видящих. ^

Слепые
(незрячие)

подкатегория лиц с нарушениями зрения,
у которых полностью отсутствуют
зрительные ощущения, имеется светоощущение
или остаточное зрение.

Слепота,
по
определению Л.И. Плакшиной, — наиболее
резко ■пираженная
степень утраты зрения, когда невозможно
или сильно ограничено
зрительное восприятие окружающего мира
вследствие глубокой потери остроты
центрального зрения, или сужения поля
зрения,
или нарушения других зрительных функций.

  • Время наступления
    зрительного дефекта имеет существенное
    значение для психического и физического
    развития ребенка. В за­висимости от
    времени наступления слепоты выделяют
    следующие
  • 166
  • категории
    незрячих: слепорожденные; рано ослепшие;
    лишившиеся зрения
    после трех лет жизни.
  • По
    степени нарушения зрения в категории
    незрячих детей ис­следователи
    выделяют следующие группы:
  • тотально или абсолютно незрячие (отсутствуют зрительные
    ощущения на оба глаза);
  • незрячие со светоощущением (отличают свет от тьмы);
  • незрячие со светоощущением и цветоощущением (могут раз­
    личать цвета);
  • незрячие с тысячными долями от нормальной остроты зрения
    («движения руки перед лицом»);

• незрячие
с форменным (предметным) остаточным
зрением.
Выделение
групп позволяет организовать
дифференцированную

коррекционную и
реабилитационную помощь.

Чем
раньше наступила слепота, тем более
заметны вторичные нарушения,
своеобразие психофизического развития.

Отличие ослепших
детей от слепорожденных зависит от
времени потери зре­ния:
чем позже ребенок потерял зрение, тем
больше у него объем зрительных
представлений, который можно воссоздать
за счет сло­весных
описаний.

Если не развивать зрительную
память, частично сохранившуюся
после потери зрения, происходит
постепенное сти­рание
зрительных образов.

Слабовидящие

подкатегория лиц с нарушениями зрения,
име­ющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на
лучше видящем глазу с кор­рекцией
обычными очками.

Кроме снижения остроты
зрения слабо­видящие
могут иметь отклонения в состоянии
других зрительных функций (цвето- и
светоощущение, периферическое и
бинокуляр­ное
зрение).

При слабовидении речь идет о
значительном снижении остроты
зрения.

  1. Зрительное
    восприятие при слабовидепии характеризуется
    не­точностью,
    фрагментарностью, замедленностью.
  2. Причинами
    слабовидеиия могут быть глазные болезни
    на фоне общего
    заболевания организма, чаще всего миопия
    (близорукость), гиперметропия
    (дальнозоркость), астигматизм и др.
  3. Остаточное
    зрение слабовидящего имеет существенное
    значение для
    его развития, учебной, трудовой и
    социальной адаптации, поэ­тому оно
    должно тщательно оберегаться: необходимы
    регулярная диагностика,
    периодическое консультирование у
    офтальмолога, тифлопедагога,
    психолога.
  4. Помимо
    описанных категорий детей с нарушениями
    зрения в литературе
    можно встретить выделение еще одной
    группы детей —
  5. 167

дети
с пониженным зрением
или
дети
с пограничным зрением
между
слабовидением и нормой
(В.З.
Денискина).

Основными
психологическими особенностями детей
с наруше­ниями зрения, по мнению
исследователей, являются:

  • своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чув­
    ственного опыта;
  • снижение скорости, точности, дифференцированное™ зри­
    тельного восприятия;
  • трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма,
    величина, пространственное расположение и др.);
  • трудности в игре, учении, в овладении профессиональной дея­
    тельностью;
  • бытовые проблемы вызывают сложные переживания и нега­
    тивные реакции;
  • своеобразие характера и поведения сказывается на развитии
    отрицательных черт: в одних случаях — неуверенности, пассивно­
    сти, склонности к самоизоляции; в других — повышенной возбуди­
    мости, раздражительности, переходящей в агрессивность;
  • своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием раз­
    вития абстрактного мышления.
Читайте также:  Кальцемин адванс 120 таблеток

Л.С.
Выготский указывал, что слепые владеют
так называемым шестым
чувством (тепловым), позволяющим им на
расстоянии за­мечать предметы, при
помощи осязания различать цвет.

Особое
значение для слепых и слабовидящих
имеют осязание, слуховое
восприятие, речь:

  • осязание является ведущим фактором компенсаторного разви­
    тия незрячего, так как посредством осязания происходит познание
    слепым ребенком окружающего мира, получение информации о
    форме, структуре, поверхности, температурных признаках предме­
    тов и их пространственном положении;
  • с помощью слухового восприятия ребенок с нарушением зре­
    ния получает разнообразные сведения о предметах, их свойствах,
    их движении в пространстве (с помощью звуков слепые и слабови­
    дящие могут свободно определять предметные и пространственные
    свойства окружающей среды, они могут по звуку определить его ис­
    точник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали
    бы зрячие люди);
  • речг>, слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сен­
    сорный опыт, обобщает его; словесные обозначения признаков и
    свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию и
    различению.
  • 168
  • Опираться
    в обучении только на сохранное зрение
    крайне опас­но,
    потому что ребенок может ослепнуть и
    не научиться использо­вать
    сохранные анализаторы.
  • Обучение
    и воспитание детей с нарушениями зрения
    является механизмом
    их включения в социальную жизнь общества.

Источник: https://studfile.net/preview/1725153/page:24/

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

  • Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами.
  • Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.
  • Объектом исследования является незрячий (слепой), слабовидящий ребенок, а также ребенок с амблиопией и косоглазием.

В настоящее время понятие «слепой» (незрячий) рассматривается с позиции определения ведущей системы анализаторов, на основе которой ведется педагогический процесс.

Поэтому к слепым относятся две категории детей: дети с визусом «О» и свето-ощущением, а также дети, имеющие остроту остаточного зрения до 0,04 включительно на лучше видящем глазу с коррекцией, обучение которых осуществляется на основе системы Брайля по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания. [2, стр.18]

Анализ контингента детей с нарушениями зрения показывает, что его изменения имеют несколько тенденций, или направлений.

Первая тенденция — существенное увеличение детей, имеющих остаточное зрение (до 90%): лишь 3 — 4% детей тотально слепые, 7% — со светоощущением, 10 % — с визусом выше 0,06.[8, стр.10]

Вторая тенденция — увеличение числа сложных комплексных зрительных заболеваний. Только в отдельных случаях имеются нарушения зрения, характеризующиеся единичным поражением зрительных функций. Материалы исследований дошкольников показывают, что у большинства из них имеется по два-три различных глазных заболевания, что свидетельствует о дальнейшем росте этой категории детей.

Третьей тенденцией является увеличение числа дефектов, сопутствующих зрительному заболеванию, и среди них — связанных с нарушениями деятельности центральной нервной системы (ЦНС).[8, стр.11]

Так, зрительные нарушения у детей дошкольного возраста в 77,6 % сопровождаются остаточными явлениями детского церебрального паралича (ДЦП), задержками психического развития, олигофренией в стадии дебильности, остаточными явлениями органических поражений ЦНС, энцефалопатиями, неврозоподобными состояниями, гидроцефалией и другими первичными нарушениями: речи, двигательной сферы.

Анализ причин слепоты и слабовидения показывает, что в 92 % случаев слабовидения и в 88 % случаев слепоты эти недостатки имеют врожденный характер, более чем в 30 % случаев они имеют наследственные формы.

При этом среди причин детской слепоты четко прослеживается возрастание частоты врожденных аномалий развития органа зрения. Так, врожденная зрительная патология отмечается в работах М. И. Земцовой и Л.И.

Солнцевой в 60,9 % случаев, в исследованиях А. И. Каплан — в 75 %, Л. И. Кирилловой — в 91,3 %, А. В.Хватовой — в 92 % случаев у слабовидящих и в 88 % — у слепых, И. Л. Ферфильфайн с соавт.

— в 84,2 % случаев.

Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30 % из них — наследственные формы (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, ретролентальная фиброплазия).[6, стр.24]

В исследованиях Л. И. Кирилловой отмечаются наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока:

  • — врожденный анофтальм, микрофтальм;
  • — заболевания роговой оболочки — дистрофии роговицы
  • — наследственная патология сосудистой оболочки — аниридия, колобома сосудистой оболочки;
  • — врожденные катаракты (имелись также врожденные катаракты генетического происхождения);
  • -отдельные формы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врожденная атрофия. [8, стр.46]

Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения как следствие внешних и внутренних отрицательных факторов, действовавших в период эмбрионального развития плода, — патологического течения беременности, перенесенных матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи.

Состояние зрения определяет в значительной степени формирование образа внешнего мира, в соответствии с которым строится психологическая система ребенка с нарушением зрения, ее особенности, способность отразить воспринимаемый мир во всей его сложности взаимоотношений объектов и социальную жизнь людей.

Особое место в исследовании детей с нарушениями зрения занимает определение истинного состояния ребенка. Многими зарубежными и отечественными исследователями выявлено глубокое отставание в психическом развитии таких детей. В первую очередь это касается слепых детей раннего и дошкольного возраста.

Так, в развитии мышления было даже отмечено отставание от нормально видящих на 4 — 8 лет. Однако уже в 1977 г. Д.

Уоррен показал, что отставание в развитии в значительной мере определялось тем, что в экспериментальных исследованиях при тестировании не были созданы условия для точного восприятия и понимания заданий, не учитывалась специфика детей с нарушением зрения. Тесты часто просто переводились в систему Брайля.

Психологическое обследование детей с нарушениями зрения осуществляется на основе разработанной тифлопсихологами теории с учетом основных закономерностей нормального развития.

В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка прослеживаются и у этих детей.

К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи — в формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в психическом развитии (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский).

Л. С. Выготский, изучая закономерности психического развития детей при различных типах аномалий, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений.

Он отметил, что причины, вызывающие аномалии, ведут к возникновению основного нарушения в психической деятельности, которое определяется как первичное, и как следствие — к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т. д. нарушений психической деятельности.

Им также была выделена закономерность, общая для всех детей с недостатками развития, а именно: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром.

Общие закономерности, характерные для развития всех категорий детей с аномалиями, выражаются также в особенностях речевого общения и двигательных нарушениях, проявляющихся в разных формах в зависимости от типа аномалии. В. И. Лубовский и Ж. И. Шиф показали, что наличие первичных и вторичных дефектов существенно сокращает информацию, получаемую детьми от внешнего мира.[1, стр.68]

Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.

Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем.

Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т. д.

Значительные изменения происходят в физическом развитии — нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты.

Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно.[4, стр.66]

Поэтому формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с ними, и с формированием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего детства.

Коррекция первичного частичного дефекта медико-педагогическими и психологическими средствами повышает компенсаторные возможности, включает в структуры каждой стадии развития связи первично нарушенного анализатора с сохранными, образуя подвижную систему, сложный ансамбль психических образований, не идентичный психологической системе ни абсолютно слепого, ни зрячего.[7, стр.33]

Однако, принимая во внимание положение Л. С.

Выготского о том, что основой компенсаций дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и развития на основе использования обходных путей, можно с уверенностью говорить о реальной возможности нейтрализовать действия этих неблагоприятных факторов на развитие ребенка.

Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих детей направление, максимально приближающее к развитию нормально видящих детей.

Отмечается также и то, что такие структурные компоненты, как мировоззрение, убеждения, моральные черты характера и т. п., оказывается независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения. При этом зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике.

Таким образом, дефект представляет собой физический или психологический недостаток, который влечет за собой отклонения от нормального развития. Врожденные и приобретенные дефекты относятся к первичным соматическим дефектам, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые в свою очередь оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов.

Следовательно, можно сделать вывод о наличии сложных структурных и функциональных связей между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики. Любой дефект, следствием которого явилось нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению компенсаторных функций организма.

В контексте слепоты и слабовидения, компенсацию следует рассматривать как явление биосоциальное, т. е. синтез действия биологических и социальных факторов.

Читайте также:  Портальная гипертензия при циррозе печени 3 степени: симптомы и лечение

Особенно существенно дефект зрительных функций сказывается на фундаментальном свойстве отражательной функции человека — активности, что частично объясняется снижением количества внешних воздействий, способствующих развитию мотива ориентировочной деятельности, на слабовидящего или незрячего человека. Однако, анализируя научные исследования Л. С.

Выготского, а также тифлопедагогический опыт других специалистов, мы приходим к выводу о том, что, реализуя обходные пути культурного развития незрячего ребенка, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно минимизировать действие неблагоприятных факторов на развитие психики такого ребенка.

Таким образом, компенсация зрительной недостаточности по своей сути не является простым замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и исследовать информацию от внешнего мира для адекватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности, социальными и моральными требованиями.

Источник: https://studwood.ru/2023093/psihologiya/psihologo_pedagogicheskaya_harakteristika_psihologicheskie_osobennosti_detey_narusheniem_zreniya

Материал на тему: Характеристика детей с нарушениями зрения | Социальная сеть работников образования

Характеристика детей с нарушениями зрения

        К детям с нарушением зрения относятся:

  • слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
  • слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;
  • дети с косоглазием и амблиопией.

Слепота – наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций.

Наиболее выраженные с клинической  и тифлопедагогической точек зрения формы детской слепоты характеризуются тем, что нарушаются функции различных зрительных структур в результате органических поражений зрения.

Раннее наступление слепоты особенно неблагоприятно сказывается на психофизическом развитии детей.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения.

При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы.

При остаточном форменном зрении имеется возможность фиксировать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии.

Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота чаще всего является следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития.

У слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной  возникновения глазных заболеваний является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья.

Причиной врожденной патологии может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.; иногда факторов, обусловливающих снижения зрения, может быть несколько.

Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть различные заболевания матери во время беременности (грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней).

Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные и никотиновые интоксикации, авитаминозы. Среди детей  с нарушением следует выделить группу недоношенных детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

Врожденная атрофия зрительного нерва наблюдается как самостоятельное заболевание, причина которого наследственные или врожденные аномалии. Частичная атрофия зрительного  нерва может быть сопутствующим нарушением при других глазных заболеваниях.

При атрофии зрительного нерва нарушения произвольных и непроизвольных движений глаз могут быть связаны с поражением ЦНС (центральной нервной системы).

Поражение зрительно-нервного аппарата органа зрения, приводящие к слепоте, являются не только следствием различных заболеваний ЦНС, но и результатом травм, инфекционных и других заболеваний.

При атрофии зрительного нерва на лучше видящем глазу сохраняется форменное зрение.

Дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05 – 0,08 и более высокую, в процессе обучения могут пользоваться зрением. Однако функциональные возможности зрения зависят от состояния зрения лучше видящего глаза и таких зрительных функций, как цветовое и периферическое зрение, и, прежде всего, от остроты центрального зрения.

Слабовидение – это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05 – 0,2 или выше – 0,3 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует.

Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенная ее форма – миопия (близорукость), достаточно часты гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм (аномалия преломляющей способности глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции).

Причиной слабовидения может быть альбинизм. Это врожденная аномалия, которая характеризуется отсутствием пигмента в сосудистой  и радужной оболочках глаза, ресницах, бровях и коже. Дети при этом нарушении испытывают светобоязнь, у них снижается острота зрения.

Часто причиной  слабовидения является атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и другие глазные заболевания.

При слабовидении так же, как при слепоте, дефекты зрения делятся на прогрессирующие (случаи первичной и вторичной глаукомы, атрофия зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы близорукости, отслойка сетчатки и др.) и стационарные (пороки развития) (микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней, а также непрогрессирующие последствия заболеваний и операций (стойкие помутнения роговицы, катаракта), послеоперационная афакия и др.)

При слабовидении так же, как и при слепоте с остатком зрения, могут быть нарушения цветоразличения. Степени выраженности цветоаномалий неодинаковы и зависят от глазного заболевания.

Нарушения рефракции часто сопровождаются снижением светочувствительности. Осложнение цветоразличения характерно для дистрофии сетчатки, при которой наблюдается снижение порога чувствительности между красным и зеленым цветами.

Частичная атрофия зрительных нервов может вызвать понижение чувствительности к цвету.

При врожденной атрофии зрительного нерва наблюдается снижение чувствительности красного, зеленого и синего цветов.

Таким образом, слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, разным уровнем их сохранности и возможности взаимной компенсации, степенью выраженности патологии.

В отличие от остаточного зрения слабовидение дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира.

Это главная особенность, отличающая слабовидение от остаточного зрения.

Косоглазие и сопровождающая его амблиопия проявляются в нарушении бинокулярного видения, в основе которого лежит поражение различных отделов зрительного анализатора и его сенсорно – двигательных связей. Косоглазие не только приводит к расстройству бинокулярного видения, но и препятствует его формированию.

Косоглазие возникает вследствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции (преломляющей способности глаза), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведений осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

Косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения.

В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее, или сходящееся, и наружное, или расходящееся, косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу.

В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.

Косоглазие бывает односторонним (монолатеральным) – косит постоянно один глаз – и двусторонним (альтернирующим) – попеременно косят оба глаза.

Если при одностороннем косоглазии острота зрения отклоненного глаза понижается, развивается амблиопия этого глаза. Функции зрения выполняет один глаз.

Термином «амблиопия» обозначают такие формы поражения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефракционной основы.

В зависимости от степени понижения остроты зрения различают амблиопию слабой (острота зрения 0,8 — 0,4), средней (0,3 – 0,2), высокой  (0,1 – 0,05)и очень высокой (0,04 и ниже) степени (Э.С. Аветисов, 1963).

  • Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая.
  • Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения
  • Рефракционная амблиопия возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции.
  • Обскурационная амблиопия развивается в результате помутнения оптических сред глаза (катаракты, помутнения роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных.

Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослаьления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.

  1. Осуществление коррекции амблиопии возможно при правильно организованной коррекционно-педагогической работе с использованием специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, а также упражнений и дидактических заданий, стимулирующих деятельность сетчатки глаза для повышения остроты зрения.
  2. Таким образом, понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но правильно осуществить психолого-педагогическую коррекционную работу.
  3. Литература
  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1994.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М., 1967.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  5. Ляпидевский С.С. Невропатология. — М., 2000г.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1999.
  7. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. – М., 2006.
  8. Коррекционная педагогика в начальном образовании  /Под ред. Г.Ф. Кумариной. — М., 2001.
  9.  Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1999.
  10.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
  11.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под   ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
  12.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
  13.  Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
  14.  Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
  15.  Словарь логопеда  /Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.
  16. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 2001г.
  17. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/11/21/harakteristika-detey-s-narusheniyami-zreniya

Психологические особенности детей с нарушением зрения

  • не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений)
  • контакт глазами, общение жестами — ограничен, или почти отсутствует
  • речевой контакт организован лучше, но у детей трех — четырех лет в большинстве случаев – задержка речевого развития. У детей постарше — часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).
  • в пробах на динамический праксис и реципроктную координацию большинство детей испытывают значительные затруднения. Пальцевые пробы выполняются лучше. 
Читайте также:  Как использовать мирамистин в гинекологии

Процедура обследования может занимать в 1,5-2 раза больше времени из-за того, что слабовидящему ребенку нужно давать больше времени на выполнение задания из-за сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в организации своей деятельности ребенком, неточности движений и т.д. Для них характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.

Многим детям нужна дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания из-за неуверенности, скованности и нерешительности ребенка.

Слабовидящие детисильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала.

В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.

 Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу. 

Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах — как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей, им в большей степени требуется организующая помощь взрослого, на первых порах на всем протяжении игры.

Правила игры приходится много раз повторять заново, и, хотя действия детей, как правило, стереотипны, фрагментарность восприятия мешает им удерживать целостный образ игрового сюжета.

Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности.

Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей.

Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций.

Кроме того, для детей с нарушением зрения, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестов вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности.

Они реже пользуются жестами и только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Обращает на себя внимание и тот факт, что таким детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре.

С одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.

Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения.

Для них характерны стереотипии — косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы.

В результате в содержании придуманных детьми рассказов мало своих собственных сюжетов. В основном в них представлены картины и отрывки из известных сказок и рассказов. Но и они страдают стереотипностью, малой вариативностью, отсутствием целостности; слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествований.

Изучение творчества детей с нарушением зрения показывает влияние зрительной недостаточности на темп развития креативной творческой игры и требует специальной коррекции, обучающего этапа, направленного на прочное овладение способами игрового действия, выражение своих эмоций, что в дальнейшем позволяет детям проявлять и развивать свой творческий потенциал.

Конечно, имеет значение и общая соматическая ослабленность детей, посещающих коррекционное дошкольное учреждение.

Все большее количество детей при поступлении в детский сад кроме глазных заболеваний имеют сопутствующие нарушения деятельности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, других органов.

Если к этому обстоятельству прибавить еще тот факт, что ребенку с нарушенным зрением приходится гораздо больше потрудиться, чтобы получить и переработать все возрастающий поток информации, который окружает его сегодня со всех сторон, становится понятно, что такие нагрузки не могут не отражаться на неокрепшей психике малыша. В итоге недостаточная сформированность произвольных психических процессов и возникновение пассивной позиции по отношению к окружающему, вызывающему у него отрицательные эмоции, замедляет и затрудняет процесс становления саморегуляции.

Для того чтобы выяснить степень и уровень возможности к саморегуляции необходимо в первую очередь выяснить знание ребенком себя, представление своего внешнего образа, знание возможностей своих органов чувств, которые формируются на основе собственных проб, проверок своих физических качеств, двигательных способностей и понимания того, что ему нравится или не нравится, что он может или не может выполнять.

Специфика по сравнению с нормой в большинстве случаев количественная — у нормально видящих больше и полнее словесных описаний, хотя они также не используют специфические обозначения цвета и формы.

Практически все дети с амблиопией и косоглазием не говорят об осязании, как средстве познания окружающего мира, а выделют функцию руки, как поддержку при падении, т.е.

помощь зрению, что характеризует трудности передвижения и ориентаций в пространстве, в то время как нормально видящие выделяют осязающую функцию руки в общении, в познании окружающих предметов.

 Это свидетельствует о том, что, несмотря на недостатки зрительной перцепции дети с амблиопией и косоглазием опираются в основном на нее, слабо используя осязание, слух, вкус, обоняние и т.д.

Готовность к школе

К 7-ми годам у ребенка возникают трудности восприятия, обусловленные изменением ведущей деятельности с игровой на учебную: он «начинает замыкаться и становится неуправляемым».

Диагностика готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах ежегодно в апреле-мае. Результаты обследования показывают, что дети, посещающие коррекционный детский сад, в основном хорошо подготовлены к школе, от 40 до 60 процентов детей имеют высокие показатели в данном тестировании. 

Методика включает в себя следующие тесты:

  • «Найди правило». Выявляет умение найти закономерность. 
  • «Заселение дома». Выявляет уровень развития логического комбинаторного мышления.
  • «Схематическая запись слов под диктовку». Выявляет уровень развития фонематического слуха.
  • «Бессмысленные слоги». Определяет сформированность тонкой моторики руки.
  • «Внимание. Ориентация. Количество» Выявляет уровень развития внимания, способность к ориентации в пространстве, сформированность представления о количестве.
  • «Приглашение в гости» — определяет уровень сформированности наглядно — схематического мышления, умения пользоваться правилом.

Чаще всего дети лучше справляются с заданиями на логическое мышление и фонематический слух, так же они хорошо с написанием бессмысленных слогов, и с заданиями на ориентировку. Трудности же, зачастую, возникают при выполнении теста «Заселение дома» (на комбинаторные умения) и в задании на определение количества, особенно на соотношение больше-меньше.

Количество детей с низким уровнем школьной готовности составляет обычно от 10 до 20 процентов от общего количества выпускников детского сада.

Кризис 7-ми лет, возникающий у нормально видящих детей, характеризуется тремя основными симптомами:

  • потерей непосредственности,
  • манерничанием,
  • симптомом «горькой конфеты». 

Этот возрастной период связан с переходом к новой для детей ведущей деятельности — обучению. Изменение ведущей деятельностипредъявляет ребенку новые требования, которые он должен принять, выполняя функции ученика. Однако понимание и принятие необходимости новых требований еще не значит, что они влекут за собой их обязательное выполнение.

Если в дошкольном возрасте знания о своих особенностях зрения еще не вызывали глубоких отрицательных эмоций, то конец младшего школьного возраста и переход к среднему связан с кризисом самооценки.

У детей начинают преобладать отрицательные эмоции, возникающие как результат переоценки ценностей.

 Происходит изменение внутренней позиции ребенка, отношения к учению, его мотивации, отношения к сверстникам и учителю.

Если в первые годы обучения в школе мнение учителя не только принималось на веру, но и его требования считались непререкаемыми, то к концу младшего школьного возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение, а отношение к учителю подвергается строгой переоценке. Учитель становится не только носителем знаний — ребенку важно его отношение к ученикам и их проблемам в жизни.

Критерии, по которым выделяются дети с нарушением эмоциональной сферы среди слепых и слабовидящих (достаточно того, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы одному из критериев):

  • неспособность учиться, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами и здоровьем ребенка;
  • неспособность успешно стоить межперсональные отношения с учащимися и учителями;
  • неадекватный тип поведения и самочувствия при нормальных условиях или обстоятельствах;
  • преобладающее общее настроение депрессии или чувствование себя несчастным;
  • тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с персоналом в школе или школьными проблемами.

Важное место принадлежит взрослому, включающемуся в игру как равноправный партнер. Элементы обучения, включенные в игру, подготавливают детей к переходу и овладению учебной деятельностью. Наряду с игровыми методами необходимо использовать так же и арт-терапевтический подход, способствующий формированию целостного и позитивного представления об окружающем мире. 

Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье.

Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств.

Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга.

Родители же слабовидящего ребенка часто склонны излишне жалеть и оберегать его, спешат удовлетворять любые желания и капризы, воспитывая тем самым у него эгоизм и иждивенческие наклонности.

В раннем детстве ребенок субъективно не осознает систему требований к себе, но постепенно к концу дошкольного периода он начинает действовать по программе взрослых, т.е. она становится и его программой. Таким образом, требования, выдвигаемые учителем, становятся требованиями к себе самого ребенка.

В современном обществе разработанно большое количество систем коррекции и компенсации зрительного дефекта медико-психолого-педагогическими средствами, которые показали возможности детей с нарушением зрения достигать высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. 

© 2013–2019, Eyes for me!

Источник: https://eyesfor.me/pediatric-ophthalmology/psycho-characteristics-children.html

Ссылка на основную публикацию